Балансировка колес в автомобиле

Статьи по теме

Как выбрать летнюю резину: 9 важных рекомендаций

Попал колесом в яму: что делать для получения компенсации

Как правильно подобрать резину: нюансы выбора для лета и зимы

Срок службы шин: когда их нужно менять и почему

Как правильно поставить колеса: подробная инструкция

Штраф за разную резину: во сколько обойдется езда на отличающихся колесах

Литые диски на БМВ: основные плюсы и минусы литья

Хранение шин на балконе: вред или допустимая необходимость

Шиномонтажные работы: этапы и стоимость

Шины АТ и МТ: как выбрать и какие лучше

Шины Pirelli Cinturato – почему отзывы о них всегда положительные?

Секретки на колесах: критерии выбора и секреты эксплуатации

Как подобрать колесный диск: 9 основных параметров

Срок годности автомобильных шин: как узнать

Спускает колесо по ободу: как решить проблему

В чем заключается суть балансировки

Суть балансировки состоит в том, чтобы максимально распределить массу всех составных элементов колеса относительно оси его вращения. В идеале центр его тяжести должен находиться именно на оси. Добиться этого можно только одним способом – проверяя баланс и увеличивая массу колеса на нужном участке до тех пор, пока оно не станет близким к идеалу.

Проще говоря, специалист с помощью специального оборудования вращает колесо, определяя «легкие» места, и утяжеляет их специальными свинцовыми грузиками. При статическом дисбалансе грузы фиксируются с одной стороны колеса, при динамическом – с обеих.

В чем заключается суть балансировки

Суть балансировки состоит в том, чтобы максимально распределить массу всех составных элементов колеса относительно оси его вращения. В идеале центр его тяжести должен находиться именно на оси. Добиться этого можно только одним способом – проверяя баланс и увеличивая массу колеса на нужном участке до тех пор, пока оно не станет близким к идеалу.

Проще говоря, специалист с помощью специального оборудования вращает колесо, определяя «легкие» места, и утяжеляет их специальными свинцовыми грузиками. При статическом дисбалансе грузы фиксируются с одной стороны колеса, при динамическом – с обеих.

Для чего нужна балансировка колес

Балансировка производится с целью наиболее равномерного распределения массы составляющих деталей колеса относительно оси вращения. В идеальном случае центр массы после настройки находится на оси вращения.

Статический и динамический дисбаланс колес

Колесо должно быть уравновешено в разных направлениях оси вращения. Дисбаланс в распределении веса вращение вызывает центростремительные силы, направление которых не совпадают с направлением оси. Разнонаправленные моменты сил приводят к появлению вибрации, которая вызывает комплекс отрицательных факторов, негативно влияющих на эксплуатацию автомобиля и угрожающих безопасности вождения.

Последствия вибрации

  1.  Действие нерасчётных нагрузок на несущие детали и механизмы подвесной системы автомобиля вызывают ускоренный износ и в первую очередь разрушаются подшипники в ступицах. Разрушение подшипников грозит потерей колеса в движении, что может привести к дорожному происшествию с тяжёлыми последствиями.
  2.  Вибрация колеса, передаваемая на шины, ухудшает сцепление с дорогой, так как характерное контактное пятно становится непостоянным и нестабильным. При этом удлиняется тормозной путь и ухудшается управляемость автомобиля. Таким образом, страдает безопасность вождения.
  3. Вибрационная механическая нагрузка на протектор вызывает быстрый и неравномерный его износ. Это снижает его технические параметры и приводит к необходимости частой замены шин.
  4.  Повышенная вибрация колес при движении, передаваемая на рулевое колесо, вызывает дискомфорт и быструю утомляемость водителя.

Чем грозит биение руля при неправильной балансировке?

Биение руля при неправильной балансировке колес может привести к довольно печальным последствиям: – о хорошей управляемости и о безопасности езды можно забыть – рулевое управление постепенно разобьется – выйдут из строя амортизаторы – придется менять ступенчатые подшипники и другие детали подвески. Все это происходит в результате того, что по всему кузову разносится вибрация из-за дисбаланса колеса. Следует отметить, что биение руля может быть вызвано как плохой балансировкой, так и дефектами диска, покрышек (повреждение корда, грыжи и т.д). Но можно практически с абсолютной уверенностью сказать, что если биение руля идет на высоких скоростях, причина – дисбаланс переднего колеса, причем привод автомобиля тут совершенно не имеет значения. Разбалансировка задних колес, как правило, не отображается на руле.

Наиболее часто проблема биения руля проявляется после сезонной смены шин

Многие водители совершенно не обращают внимание на то, как и на каком оборудовании проводится процедура балансировки колес

А это очень важно. Например, результат балансировки может быть сведен к нулю уже через 200-300 км, если в шиномонтаже при проведении балансировки не вымыли хорошо колесо – грязь отвалится, и колесо снова окажется разбалансировано

Часто проблема биения руля возникает из-за того, что установлен не качественный грузик. В результате, при воздействии центробежной силы он просто оторвется и биение руля сразу себя проявит

Например, результат балансировки может быть сведен к нулю уже через 200-300 км, если в шиномонтаже при проведении балансировки не вымыли хорошо колесо – грязь отвалится, и колесо снова окажется разбалансировано . Часто проблема биения руля возникает из-за того, что установлен не качественный грузик . В результате, при воздействии центробежной силы он просто оторвется и биение руля сразу себя проявит.

При сборке колес, правильная, высокоточная балансировка – гарантия того, что вы будете избавлены от проблемы биения руля и его печальный последствий

Именно поэтому следует особое внимание уделять такой, казалось бы, простой процедуре, как балансировка колес. Она не является особо дорогой, и экономить на ней просто нецелесообразно, так как в результате некачественной, неправильной балансировки колес и, как ее следствия – биения руля, придется тратиться на дорогой ремонт

Правильная балансировка колес: как распознать?

На колесе должны быть установлены груза, как с внутренней, так и с внешней стороны. Если на фазе диска невозможно или не хочется их устанавливать, грузик устанавливается как можно ближе к внешней стороне (около спиц) с внутренней стороны. Возможна балансировка и одним грузом, но в силу ее сложности она используется редко. Навешиваемая масса ( грузики ) должны не превышать 60 грамм на колесе (новом) и располагаться рядом. Если масса больше, то причина может быть в неправильной сборке колеса, а также, если диск имеет дефекты (погнутый) или слежавшаяся покрышка.

Процедура балансировки колёс используется недавно. Водители пренебрегают ей, поскольку не знают всех тонкостей и преимуществ операции, вспоминая о ней только тогда, когда руль начинает дрожать и вибрировать при каждом повороте. В статье рассказывается о балансировке колёс, что это и зачем её нужно проводить.

Последствия дисбаланса колес

Безусловно, решение – балансировать колеса или нет – владелец автомобиля принимает самостоятельно. Однако прежде чем отказаться от данной услуги, стоит вспомнить о том, к чему приводит нарушение баланса колес.

Прежде всего, каждый водитель должен понимать, что дисбаланс становится главной причиной появления центробежных сил, которых быть не должно. Практика доказывает, что несбалансированные колеса приводят к повышенному износу шин. Из-за постоянной вибрации шины неравномерно соприкасаются с поверхностью и «пробуксовывают», в результате чего быстро изнашивается и стирается протектор. Также быстрому износу подвергаются узлы подвески. Во время движения автомобиля водитель ощущает биение руля, что причиняет дискомфорт и влияет на легкость управления транспортными средствами.

Причины дисбаланса колес

К сожалению, многие автолюбители халатно относятся к процедуре балансировки. Делать так не следует. Ведь от того, насколько качественно выполнена эта процедура, зависит «самочувствие» вашей машины.

Поскольку автоколесо вращается, оно должно иметь:

  • ось симметрии;
  • центр тяжести, который находится на оси вращения;
  • равноудаленные от центра тяжести точки окружности.

Балансировка колес — это процедура, позволяющая максимально уменьшить дисбаланс. Выполняют ее так: на обод добавляются специальные гранулы, которые притягиваются к резиновой поверхности. Благодаря такому уравновешиванию признаки разбалансировки колеса устраняются.

Только когда признаки разбалансировки колеса устранены, можно быть уверенным в том, что езда на автомобиле будет не только комфортной, но и безопасной. Если время от времени проводить балансировку, можно предотвратить появление таких неприятных последствий разбалансировки, как выход из строя элементов подвески: стойки, рулевого механизма и подшипников.

Разбалансировка автоколес подразделяется на 2 типа:

  • Статическая разбалансировка. Наблюдается, когда центр тяжести смещен относительно оси вращения. Распределение по окружности массы происходит неравномерно. Можно заметить вертикально направленную вибрацию. В результате происходит неравномерный износ автопокрышек. Ездить на такой машине некомфортно и небезопасно.
  • Динамическая разбалансировка. Возникает, когда пересекаются оси инерции и вращения. Центр тяжести находится на оси вращения. Последствия динамической разбалансировки: неодинаковое рассредоточение массы по колесу.

Встречается также и комбинированная разбалансировка. В этом случае происходит смещение и наклонение относительно друг друга осей инерции и тяжести колеса.

Почему возникают признаки разбалансировки:

  • автопокрышка изношенна;
  • диск помят;
  • погрешности при производстве шины или диска, например шаг рисунка протектора автопокрышки разный, в диске есть отверстия;
  • боковые стенки разной ширины;
  • автошины были отремонтированы неправильно.

То, насколько сильной будет разбалансировка, зависит от состояния автопокрышек. Ведь структура резины сложная и неравномерная, все это влияет на точность отцентровки.

Как часто надо делать балансировку

Резкие удары по колесу, которые происходят при попадании в яму или в результате столкновения со встречными камнями могут смещать балансировочные грузики со своих мест. Как было сказано выше, зимой под давлением мойки могут отлетать и клеящиеся балансиры.

Агрессивная спортивная манера вождения, когда машина входит в повороты на большой скорости, резко ускоряется и оттормаживается также быстро изнашивает резину (а часто еще и неравномерно). При износе изначальная балансировка колес нарушается. Если вы не сбавляете скорость на спящих полицейских или регулярно наезжаете на колесные бордюры, то геометрия колес также будет нарушена, а значит — сбита балансировка.

Все вышеперечисленное — повод проверить колеса на хорошем шиномонтаже. По идее, не стоит постоянно гнаться за идеальной нулевой балансировкой, которую выполняют только на дорогостоящем стенде, если вы преимущественно передвигаетесь в городе. На таких небольших скоростях дисбаланс не разрушит ходовую автомобиля (кроме самых запущенных случаев). Но вот что касается скоростной езды по трассе, то тут последствия разрушающих сил дисбаланса проявляются в разы сильней.

Когда нужна балансировка колес

Балансировка необходима при каждой смене шин, когда на один и тот же диск устанавливается зимняя или летняя резина. Избежать ежесезонной балансировки можно, но для этого нужно иметь два комплекта не шин, а колес: для теплого и холодного времени года.

Действительно ли стоит заказывать балансировку каждый сезон?

Производители рекомендуют проводить эту процедуру каждый 15 000 км пробега автомобиля. Если за год вы ездите меньше, то, следуя этой логике, можете не тратить время на балансировку.

Но это формальная рекомендация, которая не учитывает особенностей именно вашего автомобиля. Следите за поведением машины: если не чувствуете колебаний руля, то балансировка не требуется. Если вы самостоятельно меняете колеса дважды в год, то рекомендуем следующую схему. Установив новый сезонный комплект, обкатайте автомобиль пару дней. Незначительные деформации шин, возникающие при хранении, за это время должны уйти. После этого проверьте, ощущаются ли вибрации машины на разных скоростях. Если нет, то балансировка пока не нужна.

Важно помнить, что балансировка — операция перемещения центра масс колеса в его геометрический центр на оси вращения. Выполняется она сотрудником автосервиса: в определенных программой местах к диску прикрепляются специальные грузы.. На баланс влияет множество факторов: даже заплатка в месте прокола резины или жгут в протекторе шины

Диск также может деформироваться на дороге при попадании в яму.  А еще при этом вероятно смещение установленного в сервисе груза. Старайтесь избегать ударов по ободу колеса, чтобы этого избежать. Напомним, что самоклеящиеся грузы могут отвалится еще и при мойке автомобиля.

На баланс влияет множество факторов: даже заплатка в месте прокола резины или жгут в протекторе шины. Диск также может деформироваться на дороге при попадании в яму.  А еще при этом вероятно смещение установленного в сервисе груза. Старайтесь избегать ударов по ободу колеса, чтобы этого избежать. Напомним, что самоклеящиеся грузы могут отвалится еще и при мойке автомобиля.

Если вы водите машину в агрессивном стиле, любите виражи, резко тормозите и ускоряетесь, то шины вашего авто подвержены гораздо большему неравномерному износу, что также приводит к нарушению балансировки. Жесткие скачки по лежачим полицейским и наезды на бордюры также портят общую картину – нарушают геометрию колес, а, следовательно, и распределение действующих на них сил.

Все эти факторы могут привести к незапланированному посещению шиномонтажа для проведения повторной балансировки. При спокойной езде по городу не так критично достигать идеальных значений, тем более, что достичь нулевого дисбаланса можно только на дорогом современном оборудовании, которое есть не везде. Но чем выше ваша средняя скорость, тем точнее должна быть балансировка, поскольку именно в этом случае начинают действовать деструктивные силы.

После всего вышеперечисленного вряд ли возникает вопрос «Зачем нужна балансировка колес автомобиля?», так что мы остановимся на рекомендациях, когда это необходимо делать:

  • при сезонной замене шин (эксплуатация в летний и зимний периоды);
  • после мелких неприятностей на дороге: наезд на бордюр, жесткий проскок лежачего полицейского, провал в яму или люк и т.д.;
  • по достижении 15 000 км пробега по требованию производителя;
  • перед поездкой в глухие месте, где не будет в доступе СТО;
  • Каждые 7 000 – 8 000 км пробега, если водите в агрессивном стиле.

Упомянем также несколько правил проведения работ по балансировке:

  1. Установленные ранее грузы снимаются перед процедурой.
  2. Диск обязательно должен быть очищен от грязи как с внешней, так и с внутренней стороны. Если останутся загрязнения, то можно считать, что балансировки и не было – отвалившийся за поворотом кусок грязи снова изменит приложение сил.
  3. Надо качественно и до конца установить шину на диск. Иначе работа будет проведена зря.
  4. Пластмассовые колпаки также лучше установить до начала измерений, поскольку их отсутствие снизит качество работы.

Состояние колес вашего автомобиля – это вопрос безопасности не только для вас, но и для других участников движения.

Оборудование для проведения балансировки

На обычных шиномонтажных станциях используют балансировочные станки. Колесо в сборе устанавливается на специальный конус и раскручивается. Станок для балансировки колес самостоятельно выравнивает его в нужную сторону, а мастеру в это время остается лишь смещать туда груз до тех пор, пока колесо не станет останавливаться в максимально случайном положении.

Существуют также компьютерные балансировочные стенды. Они позволяют производить наиболее точное выравнивание центра тяжести благодаря современным лазерным технологиям. На стенде, задав параметры колеса, можно определить все возможные причины дисбаланса, невидимые для человеческого глаза. Это могут быть мелкие дефекты диска или резины, неправильно посаженная шина и др. Компьютер с математической точностью определит их, выведет всю информацию на экран, а также укажет, где именно нужно разместить огрузку.

Делаем работу своими руками

Для выполнения балансировки необходимо подготовить специальный комплект грузиков (его можно купить в магазине).

При этом для литых и кованых дисков продаются балансиры, которые клеятся на колесо (именно им необходимо отдавать предпочтение).

Последовательность действий такова.

Приподнимите колесо домкратом и убедитесь, что оно легко вращается. Если есть трение, то слегка отпустите гайку ступицы. Очистите колесо от грязи и уберите все камни с протектора (они будут мешать балансировке).

Обязательно проверьте давление в шине. Оно должно быть в соответствии с рекомендациями, указанными в руководстве по эксплуатации авто.

Снимите старые балансирные грузики.

После этого раскручивайте колесо против часовой стрелки и ждите, пока оно полностью остановится. Теперь можно пометить верхнюю точку мелом (это самое легкое место).

Далее вращайте колесо по часовой стрелке и снова ставьте метку (также в верхней точке). Между первой и второй отметиной находится самая легкая часть колеса.

По обеим сторонам клейте балансиры весом по 30 грамм.

Но это еще не все.

Раскручиваем колесо в любую сторону и смотрим, после его остановки грузики должны быть внизу. Этим мы выяснили точку нижней балансировки. При другом результате подберите грузики потяжелей, но не переборщите.

Добившись результата смещайте грузики вправо или влево от последней точки. Необходимо добиться, чтобы колесо останавливалось при разных положениях точки.

Теперь переходите к остальным колесам и действуйте в той же последовательности.

Но для балансировки задних колес рекомендуется ставить их на место передних, хотя не все это делают.

Как проходит балансировка колес автомобиля

Балансировку колес автомобиля проводят на специальных станках для балансировки, которые могут отследить центр тяжести. Основой такого станка может быть как примитивный компьютер, так и целая система, с лазерными датчиками и множеством измерительных механизмов. Такой станок автоматически определяет место отклонения и указывает где нужно установить балансировочный грузик.

В зависимости от типа диска будет меняться и вид грузика для балансировки колес, для стальных дисков со специальной скобой-крепежом, для легкосплавных дисков специальные грузики с посадкой на внутреннюю часть обода. Сами грузики выполнены с цинка или чаще свинца, но в меру развития технологий появились и стальные грузики. Масса устанавливаемого грузика зависит от меры дисбаланса, для литых дисков выпускаются грузики от 5 до 60 грамм с шагом в 5 грамм. Для стальных дисков эти рамки от 5 до 100 грамм, так же с шагом 5 грамм. Такие грузики в любом случае устанавливаются в случае балансировки колес автомобиля.

Чем большей массы требуется установить грузик, тем вероятней становится показатель, что нужно проверить геометрию диска или правильность его сборки, правильно ли направлен протектор. На штампованные диски или по-другому стальные устанавливают набивные грузики, они крепятся на ребро диска за счет набивки между диском и покрышкой, с типа установки во время балансировки и пошло их название.

Для легкосплавных дисков такие грузики для балансировки не подойдут, во-первых, испортит весь внешний вид, а во-вторых, можно легко повредить диск. Обычно для такой балансировки используют специальные грузики, они устанавливаются на внутреннюю сторону диска, они так же одеваются на ребро диска, такие грузики относят к классу набивных, но по внешней структуре они отличаются. Чаще ставят самоклеющиеся грузики, на клейкой основе, отсюда и пошло название – липучка. Удобство липучек в том, что их легко ставить, практически незаметны после балансировки. Внешний вид липучек если и заметен, то в разы привлекательней набивных грузиков. Но для таких грузиков поверхность должна быть идеально ровной, без сколов и слоения покрасочного материала.

Так с чего же начинается процесс балансировки колес автомобиля. В любом случае, независимо от марки, модели автомобиля или характеристик дисков, их нужно демонтировать с автомобиля. Зачастую рекомендуют снимать шины поштучно: по технологии снял, отбалансировал, поставил, снял следующее колесо — проходят по кругу автомобиля.

Далее весь процесс зависит от квалификации специалиста, который занимается балансировкой колес и от самого оборудования, на котором будет проводиться процедура, но 90% от специалиста. Если СТО работает на современном оборудовании, то специалист сам проверит на наличие неисправностей шины и промоет её от грязи на специальном станке. Чтоб имитировать ступицу автомобиля во время балансировки, есть специальная металлическая пластина. В зависимости от количества отверстий в диске, соответственно подбирается пластина.

Надев металлическую пластину на диск, и тщательно закрутив гайки, специалист отправляется к станку для начала процесса балансировки колес автомобиля. В зависимости от станка, процесс определения неровности может отличаться. Самый обычный балансировочный станок определит точки дисбаланса и покажет, с какой стороны и какого веса нужно установить грузик. Если же используется балансировочный станок с лазерными датчиками, то система покажет все недочеты, в том числе и геометрию диска, по отдельности диск и шину, но естественно и цена балансировки колес автомобиля будет больше.

Определив место дисбаланса, специалист начинает устанавливать грузики, набивая или наклеивая на диск. После набивки грузиков, процедура проверки наличия дисбаланса снова проверяется и в случае надобности грузики заменяются или добавляют новые. В таком цикле процедуру балансировки колес автомобиля, определения дисбаланса и установку грузиков повторяют, пока дисбаланс не станет равен нулю или близок к нулю.

Не исключен вариант, что диск может потерять свою геометрию и его придется прокатывать, только тогда переходить к балансировке колес автомобиля. По завершению всех необходимый этапов балансировки, шина снимается с оси станка, далее специалист снимает металлическую пластину с диска и отдает шину для установки на автомобиль. По советам опытных водителей, балансировку колес стоит проводить парами. Если решили балансировать одно из передних колес, то обязательно проведите балансировку второго переднего, даже если нет на то причин. Перестраховаться и проверить никогда не будет лишним.

В чем опасность?

Казалось бы, что может произойти, если балансировка колес не выполнена своевременно? Мы часто забываем, что каждое колесо имеет свой индивидуальный вес, давление, технические характеристики, форму овала и дефекты. Следовательно, вопрос его балансировки очень важен.

Если этого не сделать, то последствия могут быть следующими.

Увеличивается тормозной путь автомобиля.

Объяснить это просто – площадь соприкосновения шины с асфальтом уменьшается, ухудшается сцепление, снижается безопасность движения.

Падает управляемость.

Причины те же, что и в предыдущем случае.

Появляется биение в руле.

Дисбаланс в колесе передается подвеске, а далее – к рулю. Чем он сильнее, что большие вибрации чувствует водитель. Передвигаться на автомобиле в этом случае очень опасно.

Ускоряется износ подвески.

Больше всего некачественная балансировка (или ее отсутствие) сказывается на подшипниках подвески и ступицах. По причине разбалансировки эти элементы ходовой системы могут и вовсе разрушиться. Итог – потеря управляемости и вероятность ДТП.

Повышается износ резины.

Причины – неравномерное распределение усилий и появление вибрации. По сути, шины будут «съедаться» с какой-то одной стороны.

Балансировка колёс антифризом

Как отбалансировать колесо в домашних условиях, если до шиномонтажа ехать далеко? Некоторые автолюбители прибегают к своему хитрому методу балансировки колес своими руками. Данный способ заключается в следующих действиях:

  • Необходимо остановиться на ровной поверхности и заглушить автомобиль, заблокировав колёса.
  • Далее из колеса полностью выпускается весь воздух, выкручивается ниппель, либо некоторые водители и вовсе отгибают бортики покрышки от обода, чтобы получить доступ внутрь.
  • После этого через тонкое горлышко в шину заливается 200…400 мл воды.
  • В конце процедуры колесо снова накачивается, и при движении вода равномерно ложится по внутреннему периметру покрышки, устраняя дисбаланс.
  • В зимнее время воду использовать нельзя, так как при сильных морозах она быстро замёрзнет внутри колеса, что приведёт к разрыву изделий. Для этих целей при отрицательных температурах водители прибегают к спиртосодержащим жидкостям или антифризу, имеющему крайне низкую температуру замерзания.

Важно!
Данный способ весьма критично воспринимается многими владельцами авто, так как бытует мнение, что при движении равномерного распределения жидкости добиться невозможно, и она, наоборот, вызывает дальнейшее разбалансирование колеса. В дальнейшем это приводит к необходимости замены покрышки

Кроме того, данный способ никогда не предложит ни один мастер на СТО, так как физика колеса, знакомая профессионалам, говорит лишь о вреде этой процедуры.

ТО автомобиля

Проверять балансировку колёс нужно всегда и при любых условиях эксплуатации. Эксперты всегда советуют выполнять дополнительную проверку колёс на неравномерность распределения масс при каждой ремонтной работе на шиномонтаже. Только отлично отцентрированное изделие может гарантировать своему владельцу долгую, надёжную и безопасную эксплуатацию транспортного средства без преждевременного износа деталей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector